Поколения газобаллонной аппаратуры

Автомеханический институт (МГТУ-МАМИ) предлагает следующую классификацию газобаллонного оборудования:

Первое поколение ГБО

Системы газобаллонного оборудования первого поколения представляют собой оборудование с раздельным испарителем газа и редуктором.

1ое поколение ещё называют «карбюраторным». Газ перед карбюратором (перед дроссельной заслонкой) находится под таким же давлением, как в атмосфере. Двигатель сам засасывает сколько ему нужно.

После войны аналогичная конструкция газового редуктора была привезена из Германии и предложена для производства заводу РЗАА города Рязань. Выпускать их закончили лишь 10 лет назад. В некоторых глубинках России еще до сих пор на некоторых автомобилях работают такие редукторы. Впечатляет их надежность, простота эксплуатации и продолжительность работы. На основе данного редуктора, завод РЗАА выпустил редуктор, совмещенный с испарителем. При его изготовлении основывались на схемах голландских компаний Vialle и Poliavto. Немногим раньше наладил выпуск совмещенного редуктора Новогрудский завод по производству газовой аппаратуры, основываясь на схеме итальянской фирмы Bedini.

Второе поколение ГБО

Его изредка называют моновпрысковым типом газа. Смысл- имеется одна форсунка, которая и занимается впрыском газа во впускной коллектор по команде от газового компьютера (происходит дооснащение лямбда- зондом). Давление газа- на атмосферу выше, чем атмосферное, хотя не всегда.
Между первым и вторым есть переходные типы ГБО: система аналогична ГБО первого поколения, но давление на выходе редуктора немного изменяется в зависимости от анализа лямбда- зонда (т.е. вводится обратная связь).

Второе поколение ГБО отличается от третьего только способом дозирования газоподачи в двигатель. Для ГБО второго поколения характерно ручное регулирование подачи газа в смеситель с помощью специального дозатора. Такой дозатор позволяет изменять объем подачи газа посредством ввинчивания или вывинчивания винта, являющегося частью его конструкции. Для каждого транспортного средства подбирается определенное положение винта, в результате которого мотор может плавно работать на газе. Такое положение винта остается постоянным, его следует корректировать только при засорении фильтра.

Третье поколение ГБО

Или «Впрысковый» газ. Смысл- четыре форсунки (по одной на каждый цилиндр), впрыск происходит фазировано для каждого цилиндра, управляется собственными мозгами, производится дооснащение лямбда зондом и прочими датчиками.

Оборудование третьего поколения в отличие от второго имеет взамен ручного электронный дозатор газа. Регулирование потока газа осуществляется при помощи шагового электродвигателя. Дозатором в этом случае управляет электронный блок. Информация в блок поступает от лямбда-зонда. Настраивать газобаллонное оборудование третьего поколения нужно с помощью компьютера.

Четвертое поколение ГБО

Тоже впрыск, но блок управления газовым впрыском является не самостоятельным компьютером, а подчиняется сигналам компьютера автомобильного для бензиновых форсунок, пересчитывая их в газовые сигналы. Соответственно- может быть установлено только на инжекторные автомобили. Система очень грамотная, оснащена кучей датчиков, водителю даже переключаться не надо: система сама всё сделает.

Оборудование четвертого поколения от прочих отличить проще всего. При его классификации специалисты придерживаются единого мнения. В системах ГБО четвертого поколения газ поступает из редуктора к газовым форсункам, принцип работы которых аналогичен бензиновым форсункам. Форсунки позволяют переместить газ в район впускных клапанов в двигателе автомобиля.

За работу газовых форсунок в автомобиле отвечает блок управления. Данный блок, используя собственное программное обеспечение, на основе сигналов бензиновых форсунок переводит параметры дозирования на применение газового топлива.

Настройка и определение неисправной работы газового оборудования четвертого поколения возможно только при использовании компьютера и специального программного обеспечения. Таким образом, не представляется возможным отрегулировать систему одного производителя программой, разработанной для системы другого производителя.

Для некоторых автомобилей, где впрыск бензина осуществляется непосредственно в цилиндр, установка газобаллонного оборудования четвертого поколения невозможна.

Пятое поколение ГБО

Непосредственный впрыск. Газ не переводится в газообразную фазу, а подаётся прямо в цилиндры в жидком виде. Тоже полная электроника.

В Голландии на сегодняшний день существует разработанная система LPI, действие которой характеризуется впрыскиванием не газообразного, а сжиженного газа. Поэтому эта система подходит для двигателей GDI.

Именно такую систему назвали пятым поколением газового оборудования.

Работа системы LPI возможна только при наличии насоса высокого давления. Он должен находиться непосредственно внутри баллона. Качество отечественного газа, к сожалению, оставляет желать лучшего, а это самым губительным образом отражается на работе такого насоса. К счастью возможности нашей компании велики и мы принимаем на ремонт и оборудование такого типа.

Среди некоторых установщиков бытует ошибочное мнение относительно пятого поколения ГБО. Они относят к нему оборудование четвертого поколения, которое работает с системой автомобиля OBD. В таком газовом оборудовании для автомобиля настройки происходят наиболее точно.

ГБО какого поколения лучше?

В этом разделе отметим преимущества ГБО 4 поколения.

Газобаллонное оборудование 4 поколения — это системы с распределенным синхронизированным впрыском газа.

Преимущества ГБО 4 поколения (газовый инжектор) в сравнении с традиционными системами:

1. Минимальный расход топлива, а, следовательно, существенная экономия.

2. Минимальные потери мощности двигателя на газовом топливе (2-3 процента).

3. Выполнение нормативов токсичности в соответствии с требованиями ЕВРО-2.

4. Отсутствие хлопков двигателя.

Системы распределенного впрыска универсальны. Они предназначены для установки на автомобилях с инжекторными двигателями. При этом уровень токсичности отработанных газов на газовом топливе гораздо ниже, чем при работе на бензине.

5. Отдельное управление подачей газа (форсунками газа) для каждого цилиндра. Форсунки управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе предыдущего третьего поколения, газовое оборудование 4 поколения использует форсунки, которые устанавливаются на коллекторе прямо у впускного клапана каждого отдельного цилиндра. Производится настройка и регулировка системы.

6. Если вы хотите купить и установить газобаллонное оборудования 4-го поколения, то вы выигрываете также в стоимости топлива и надежности работы двигателя. Что касается стоимости, то следует отметить, что один литр сжиженного газа продается по цене в 2 раза дешевле 92-го бензина!

7. За счет физических свойств газового топлива (октановое число — 102) увеличивается срок службы двигателя автомобиля, ведь при любых нагрузках детонации удается избежать. Масло не разжижается, т.к. не вступает в реакцию с газом.

8. Благодаря установке ГБО 4-го поколения на авто можно существенно повысить защищенность двигателя: в отличие от бензина газ не смывает масло с внутренней поверхности цилиндра при сгорании топлива. Уменьшение трения при движении поршней позволяет также использовать ресурс двигателя на все 100%.

9. При установленном ГБО 4 поколения автомобиль может работать либо на газе, либо на бензине. При этом переключение осуществляется автоматически. В случае необходимости ручного переключения в салоне устанавливается специальный сенсорный переключатель. Следовательно, на одной «двойной» заправке автомобиль сможет преодолеть вдвое большее расстояние. Это незаменимое преимущество для любителей дальних путешествий, поскольку бензин на местных заправках может быть отнюдь не лучшего качества.

10. Также следует отметить, что у ГБО 4 поколения на инжекторных двигателях есть и противоугонные свойства. В случае проникновения в автомобиль, злоумышленник просто не сможет запустить двигатель автомобиля, если заранее отсоединить легкосъемный коммутатор.

11. Благодаря газобаллонному оборудованию четвертого поколения можно существенно сэкономить не только на бензине, но и на ремонте. Замену некоторых резинотехнических компонентов можно производить лишь раз в два года. Однако, такая маленькая амортизация достижима только в случае правильной эксплуатации газобаллонного оборудования и своевременном ремонте.

12. ГБО 4-го поколения обладает более высокой экономичностью, простотой в техобслуживании. При этом вы получаете высокотехнологическое современное оборудование, позволяющее увеличить ресурс двигателя, улучшить характеристики его работы. Кроме того, установка ГБО 4 поколения позволяет производить текущий ремонт газовой установки в течение гарантийного периода обслуживания.